Психология в Тамбове 

На главную

NLP-DHE практик

(3-й семинар)

 

1.      Упражнение. Три пары держатся за руки. Другие уговаривают их взять в свой круг, используя различные тактические приемы.

2.      Обсуждение. Как Вы это делали?

3.      Упражнение. Поприветствовать друг друга на различных логических уровнях (в парах).

4.      Упражнение на рефрейминг. Пожаловаться друг другу и сделать рефрейминг контекста или смысла.

5.      Теория. Мета-модель — это средство обшей организации НЛП. Существуют 9 мета-моделей, которые распадаются на 3 категории:

Опущение.

Часть информации опускается, не проговаривается. Если бы не было этого механизма, мы бы очень быстро перегрузились информацией. И в то же время опущение мешает нам понимать друг друга. В терапии цель — восстановить информацию, для более точного попадания в карту реальности другого человека.

a.       Исключения. Исключена часть информации. Дополнить переживания. Уточнить карту реальности.

                                                               i.      “Я боюсь” — “Чего именно вы боитесь?”.

                                                             ii.      “Я страдаю” — “От чего Вы страдаете?”

                                                            iii.      “Я переживаю” — ”Из-за чего и что именно Вы переживаете?”

Упражнение в группах по 5 человек на отработку данного паттерна.

b.      Отсутствие референтного индекса. Неточно указан тот, кто производит действие. Уточнить.

                                                               i.      “Меня не любят”. — “Кто именно Вас не любит?”

                                                             ii.      “Меня подставляют” — “Кто именно Вас подставляет?”

                                                            iii.      “Мне завидуют” — “Кто именно?”

Упражнение в группах по 5 человек на отработку данного паттерна.

c.       Неспецифические глаголы. Как именно “боюсь”? И дальше уточнять, пока не дойдем до категорий внутреннего опыта.

                                                               i.      “Я страдаю” — “Как именно Вы страдаете?”

                                                             ii.      “Я переживаю” — “Как именно Вы переживаете?”

Упражнение в группах по 5 человек на отработку данного паттерна.

d.      Номинализации. Превращает процесс в событие. Глагол превращается в существительное: отношение, общение, стресс, давление, обязательства и т.д. Исчезает движение. Человек полностью снимает с себя ответственность за свою жизнь. “У меня гипертония”. Перевести обратно в глагол.

                                                               i.      “У меня на работе сплошной стресс” — “Кто видел “стресс”? Что именно Вас стрессирует на работе?”

                                                             ii.      “У меня обязательства” — “Кому Вы обязаны?”

                                                            iii.      “У меня повышенное давление” — “Как Вы себя давите?”

Упражнение в группах по 5 человек на отработку данного паттерна.

Расширение границ и генерализация.

Генерализация — это процесс, при котором части собственной модели мира отделяются от изначального опыта и начинают представлять целую категорию явлений, для которых этот опыт служит уже только примером. Так возникают фобии, убеждения: “все мужики сволочи”, “торговцы всегда обманывают» — человек имел болезненный опыт, который перенес на все похожие случаи.

Но без генерализации было бы невозможным обучение. Нам бы приходилось каждый день учиться завязывать шнурки. Творческая идея возникает из кусочков информации.

e.       Модальные операторы возможности и необходимости.

Это слова, которые либо требуют от говорящего, либо исключают для него возможность определенного поведения. Они определяют для человека его границы мира. Это слова, которыми люди описывают свои намерения и то, собираются ли они предпринять действие или нет. Все эти слова могут быть использованы также в форме отрицания. Некоторые из них не являются модальными операторами в строгом смысле этого слова (являюсь, делаю), но они указывают на переход к действию (или к бездействию, если использованы в отрицательной форме). “Причинно — следственные” глаголы (заставить, причинить, побудить), похожи на модальные операторы в том смысле, что они выражают настроение или отношение к основному глаголу или процессу.

Цель — восстановить ожидаемые причины, результаты и эффекты.

                                                               i.      Мне следует быть более гибким. — А что случится, если вы не будете таким?

                                                             ii.      Я не должен говорить этого. — А что случится, если вы скажете?

                                                            iii.      Я не могу этого сделать. — А что случится, если вы это сделаете?

                                                           iv.      Для меня невозможно полюбить. — А что вас останавливает?

                                                             v.      Я обязан о ней заботиться. — А что будет, если вы этого не сделаете?

Упражнение в группах по 5 человек на отработку данного паттерна.

f.        Кванторы общности (универсальные квантификаторы обобщения).

Кванторы предполагают или прямо утверждают, что реальность абсолютно соответствует тому, как она воспринимается говорящим. Т.е. человек уверен, что его карта реальности — это и есть реальность. На это указывают слова: все, каждый, никогда, ничего, всегда, никто и т.д. Отвечайте вопросами об универсальности утверждения, используя контр-примеры.

                                                               i.      Я всегда все делаю неправильно. — Всегда? А можете вспомнить хотя бы раз, когда вы поступили правильно?

                                                             ii.      Все делают мне подлости. — Все? И даже лучший друг? И даже почтальон?

                                                            iii.      Мои планы всегда нарушаются. — Всегда? А можете вспомнить хотя бы раз, когда ваши планы сбылись?

                                                           iv.      Она никогда не приходит вовремя. — Никогда? А был ли хотя бы раз, чтобы она не опоздала?

Техники: - переспросить

                - усиление (все-все?)

                - исключение (есть ли хоть один, кто…?)

                - ты сам? (ты сам тоже себя не любишь?)

                - провокация (В самом деле, как же тебя можно такого любить? За что? Тебя просто не за что любить!) В итоге человек начинает обороняться и доказывать обратное, искать что-то в свою пользу.

История с клиенткой М.Эриксона: Жирная клиентка - омерзительный кусок сала.

Упражнение в группах по 5 человек на отработку данного паттерна.

Смена значений и искажение.

Искажение — процесс изменения полученных сенсорных данных так, чтобы они стали внутренним переживанием и опытом. Подстройка мира под нашу карту реальности. Это позволяет сохранить приятные воспоминания об отпуске, хотя там были и комары, и грязный пляж. Человек, чья карта мира гласит, что он привлекателен, будет ощущать более теплый прием в незнакомой компании. Искажение может быть полезно для планирования будущего.

Постоянно одинаково искажая похожие события, люди заставляют свои предсказания реализовываться, отрицая уникальность мира и своего взаимодействия с ним, а также снимая с себя ответственность за это взаимодействие.

g.       Причина-следствие.

Это убежденность в том, что какое-то действие, слова или выражение лица одного человека могут быть причиной какой-то эмоции или другого внутреннего состояния другого человека. В этом случае говорящий снимает с себя ответственность за свое эмоциональное состояние.

Цель: восстановить причинно-следственные связи и найти противоположные примеры. Отвечайте вопросами о механизме причины и следствий.

                                                               i.      Он меня заставил. — Как именно он вас заставил?

                                                             ii.      Она страшно злит меня. — Чем именно она вас злит?

                                                            iii.      Один ее вид раздражает меня. — Что именно в ее виде раздражает вас?

                                                           iv.      Его голос меня пугает. — Как именно пугает вас его голос?

                                                             v.      Эти новости расстраивают меня. — Чем именно они вас расстраивают?

Упражнение в группах по 5 человек на отработку данного паттерна.

h.       Утраченный перформатив.

Ярлыки, суждения, верования, стандарты, выраженные в виде объективной истины. Они часто являются показателями ограничений, который говорящий сам навязал себе.

Цель: восстановить утраченную сравнительную степень или утраченный перформатив. Отвечайте вопросами об источнике убеждений.

                                                               i.      Так поступать глупо. — Для кого глупо так поступать?

                                                             ii.      Это невежливо. — Кто говорит, что это невежливо?

                                                            iii.      Получить образование — прекрасно! — Для кого прекрасно получить образование?

                                                           iv.      Ужасно быть старым. — Кто говорит, что это ужасно?

                                                             v.      Плохо быть непостоянным. — Кто говорит, что это плохо?

Упражнение в группах по 5 человек на отработку данного паттерна.

i.         Чтение мыслей.

Уверенность в собственном знании о том, что чувствуют или думают другие люди, без проверки этого “знания”.

Цель: восстановить источник информации. Отвечайте вопросами о том, как говорящий узнает, что все именно так, как он думает.

                                                               i.      Он меня не любит. — Как вы узнаете об этом

                                                             ii.      Вы на меня злитесь. — Как вы узнаете о том, что я на вас злюсь?

                                                            iii.      Она строит козни против меня. — Как вы узнаете о том, что она строит против вас козни?

                                                           iv.      Он вечно на меня обижается. — Как вы узнаете о том, что он на вас обижается?

                                                             v.      Он никогда обо мне не думает. — Как вы узнаете о том, что он о вас не думает?

                                                           vi.      Она не хочет мне помогать. — Как вы узнаете о том, что она не хочет вам помогать?

Упражнение в группах по 5 человек на отработку данного паттерна.

6.      Упражнение в 5-ках. Тренировка одного участника со стороны четырех.

7.      Упражнение в парах. «Я должен…» (написать 3-5 позиций). Затем зачеркнуть «должен» и написать «хочу», затем написать «не хочу».

Упражнение в парах. «Я не могу…» (на уровне способностей). Затем заменить на слово «могу».

8.      Обсуждение.

9.      Теория. Ограничения модели мира. Декартовы вопросы -  задача: вывести человека за пределы его модели мира, создать замешательство.

 "Декартовы вопросы"

Выбрав одну из своих конкретных целей, задайте себе четыре вопроса:

Что случится, если я сделаю это (добьюсь окончательного результата)? На втором занятии вы уже задавали себе такой вопрос, когда применяли к этой цели пятое правило и, в частности, зрительно представляли себе ее достижение.

Что не случится, если я сделаю это? Этот вопрос позволяет вам выявить "вторичные выгоды". Он помогает разобраться в преимуществах нынешней ситуации и соответствующих ваших действий, - преимуществах, которые вы рискуете потерять, достигнув нового результата. Возможно, вам придется воздержаться от мелких радостей, хотя прежде вы никогда о них не задумывались (а если и задумывались, то не решались признаться себе, что цените их). Решать вам. Этот процесс только показывает возможности выбора.

Конечно, экологическая проверка результатов требует честности перед собой и достаточного количества свободного времени, которое необходимо для неторопливого самоанализа.

Что случится, если я не сделаю этого (не добьюсь намеченного результата)? Этот вопрос подчеркнет цену, которую нужно будет платить за продолжение прежнего состояния. Напротив, решительное желание идти вперед может стать для вас именно тем побуждением, которое необходимо для осуществления изменений.

Что не случится, если я не сделаю этого? Этот вопрос ставит в тупик левое полушарие. Попытка ответить на него означает попытку обойти сознательное мышление и заставить мозг активизировать другие нейронные каналы, по-новому обдумывая уже известное. Такая постановка вопроса может помочь вам осознать те ценности и внутренние силы, о которых вы никогда прежде не задумывались. Итак, старайтесь отвечать на этот вопрос скорее интуитивно, чем логически.

10. Теория. Субмодальности -  это составные части модальности, наши репрезентативные системы.

 

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Вкусовые

цвет, тень

тон

температура

кислый

Форма, размер

темп

текстура

горький

Насыщенность

громкость

давление

сладкий

Расстояние

расположение

вес

соленый

Резкость, яркость

направление

движение

 

Расположение

звуки/ слова

расположение

Обонятельные:

Движение

чей голос

влажность

органические запахи

Плотность

внутреннее/ внешнее

продолжительность

неорганические запахи

Скорость

ассоциированно/ диссоциированно

внутреннее/ внешнее

 

Ассоциированно/ диссоциированно

тембр

интенсивность

Универсальные:

Фон

высота звука

размер

скорость движения

Слайды/ кино

частота

форма

направление

Контрастность

продолжительность

Болевые рецепторы:

внутреннее/ внешнееассоциированно/ диссоциированно

Продолжительность

интенсивность

острый, болезненный

пространственное расположение

Перспектива

расстояние

обжигающий, режущий

продолжительность

Угол зрения

ритм

рвущий, давящий

частота, интенсивность

Объемность

 

сжимающий, жалящий

 

Позиция

 

 

 

Упражнение: люблю-хочу-могу-должен-надо-вынужден. Что менялось? Критерии?

Одна из форм работы с навязчивостью – поменять субмодальность, поменять картинку.

Взаимный перевод языка модальностей:

Дигитальные

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Установка

Перспектива, точка зрения

Комментарий, мнение

Направленность, уклон, стойка

Обдумать

Осветить

Обговорить

Прочувствовать

Проявлять настойчивость

Высматривать, выслеживать

Выслушивать, подслушивать

Добиваться, упорствовать, держаться

Продемонстрировать

Показать

Объяснить

Раскидать, вытащить, рассортировать

Испускать что-либо

Сиять, лучиться, искриться

Звучать, резонировать

Дрожать, вибрирвать

Отсутствовать

Быть пустым, чистым

Быть оглушенным, безмолвным

Онеметь, замереть

Обычный, привычный

Тусклый

Однозвучный, приглушенный

Вялый, дряблый, безвкусный

Заметный, привлекающий внимание

Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза

Громкий, оглушительный

Прилипчивый, упорный, поразительный

Быть внимательным

Присматриваться, приглядываться

Прислушиваться

Беспокоиться, волноваться

Игнорировать

Упускать из виду

Не услышать

Не почувствовать, пропустить

Сделать заметным, привлекающим внимание

Выставить на вид, проявить

Провозгласить, оглашать

Выдвигать вперед, выставлять

Замечать

Осматривать

Вслушиваться

Вчувствоваться

Воспроизвести, повторить

Сделать обзор, просмотреть, обозреть

Обговорить, проговорить

Пройтись по..., прогнать

Изложить

Показать

Рассказать

Провести

Придумать

Вообразить

Припомнить звучание

Ухватить, охватить

Напомнить о чем-либо

Выглядеть знакомым

Согласовываться с чем-либо, быть созвучным

Состыковываться, соприкасаться

Привлечь внимание к чему-либо

Указать

Намекнуть

Коснуться

Лишенный знания

Слепой

Глухой

Бесчувственный

Давайте обдумаем

Давайте рассмотрим

Давайте обговорим

Давайте прикинем

У каждого человека есть любимые субмодальности (критические субмодальности).

Изменение качества опыта с использованием субмодальностей

Демонстрация на добровольце: два воспоминания, одно приятное, другое неприятное. Сбор субмодалностей, выявление критической. Работа по смене отношения к событию - неприятное в нейтральное, положительное - усилить.
1. Попросите вспомнить приятное воспоминание.
2. Откалибруйте ведущую модальность.
3. Определите субмодальности, выявите критическую субмодальность:
3.1. Предложите внести изменение в одну из субмодальнстей, спросите как изменилось отношение к опыту (приятное чувство усилилось - ослабло, что еще?), откалибруйте невербальную реакцию.
3.2. Попросите вернуть все в прежнее состояние. Откалибруйте.
3.3. Предложите изменить другую субмодальность. Выясните изменение в субъекивном восприятии опыта.
3.4. Верните в прежнее состояние. Продолжайте вплоть до выявления той субмодальности (-тей), изменения в которой сильнее всего влияют на восприятие опыта как "приятного".
4. Попросите вспомнить нейтральное (или неприятное) событие своей жизни.
5. Определите субмодальности. Выявите критическую для переживания "неприятности" опыта.
6. Предложите изменить критическую субмодальность в сторону уменьшения неприятности и критическую субмодальность из шага 3 в сторону усиления приятности .
7. Откалибруйте реакцию.

Упражнение

В тройках делаем то же самое.
Можно дать второе задание, на эти же пары или новые - вместо треугольника "позитив"-"нейтрально"-"негатив" дать "непонимание"-"замешательство"-"ясность".
Вопросы?

Контрастный анализ субмодальностей

Чтобы эффективно изучить паттерны кодирования субмодальностей, а также развить способность производить изменения с собой и другими, полезно часто просматривать карту субмодальностей в самых разнообразных внутренних областях.
Различия между состояниями

Состояние 1

Состояние 2

Делать что-нибудь потому, что Вам поручено это делать.

Потому что нам хочется делать это.

Область, в которой Вы оказались неспособным.

Область, к которой у Вас особое позитивное отношение.

Жить сегодня так, как будто я умру завтра.

Жить сегодня, как будто у меня еще 70 лет.

Ощущение исполненности.

Ощущение неудовлетворенности.

Жить "так, как есть".

Жить "в состоянии готовности" изменяться.

Мир таков, какой он есть - окружение варьируется.

Мир - это моя интерпретация. (Я выбираю, как он себя покажет).

Я не могу сделать это для себя.

Я могу сделать это для себя.

Это поденная работа.

Это кусок торта.

Хорошо сформулированный результат.

Плохо сформулированный результат.

Теперь Я знаю, что Я мотивирован.

Как Я знаю, что Я не мотивирован?

Уже сформированное мнение.

Исследовательское отношение.

Смехотворный.

Серьезный, важный.

Опыт, над которым Вы можете посмеяться.

Опыт, над которым Вы еще не можете посмеяться.

Субмодальности лжи.

Субмодальности правды.

Упражнение на анализ субмодальностей

Делаем в тройках контрастный анализ субмодальностей в обе стороны в перечисленных выше ситуациях: Первый предлагаем второму вспомнить первую ситуацию пары, собирает субмодальности, затем вторую - и тоже собирает субмодальности, после чего выявляет критические. Третий наблюдает и корректирует. Меняем роли.

Демонстрационное упражнение: Техника изменения визуальной субмодальности.

Упражнение «Ресурс/Нересурс»
(изменение визуальных субмодальностей)

1.      Выберите нересурсную ситуацию и подберите к ней ресурсную. Нересурс – там где Вы не имели достаточно выборов для того, чтобы быть удовлетворённым своим поведением и/или отношением. Ресурс – ситуация примерно из того же контекста, где Вы довольны собой.

2.      Соберите субмодальности ресурса. Смотрите на себя со стороны. Используйте «Лист для работы с визуальными субмодальностями».

3.      Ассоциируйтесь в ресурсную ситуацию. Войдите в картинку и проживите ситуацию ещё раз. Установите якорь.

4.      Разбивка состояний. Переключите внимание, можно поменять стул.

5.      Определите субмодальности нересурса. Будьте диссоциированы (смотрите на себя в нересурсной ситуации со стороны)! Используйте «Лист для работы с визуальными субмодальностями».

6.      Определите различия в субмодальностях. Выберите порядок, в котором Вы будете их менять.

7.      Измените субмодальности нересурса. Глядя на себя со стороны, приводите субмодальности нересурсной ситуации к ресурсным (по одной). В конце проверьте, что все субмодальности совпали.

8.      Ассоциируйтесь в новое видение ситуации. Удерживайте ресурсный якорь (можно вернуться на первый стул). Войдите в полученную картинку и проживите ситуацию заново. Пройдите её несколько раз, чтобы найти большее количество способов поведения в ней.

9.      Экологическая проверка. Вспомните нересурсную ситацию. Что Вы теперь думаете по её поводу? Как это может повлиять на Вашу дальнейшую жизнь? Нравится ли Вам это?

10.  Подстройка к будущему. Когда и где аналогичная ситуация может встретиться Вам в будущем? Что поможет Вам вести и чувствовать себя так, как Вы хотите? Устроит ли Вас Ваша реакция на подобные ситуации?

Контрольный лист к упражнению
«Изменение визуальных субмодальностей»

 

Ресурс

Нересурс

Местоположение

 

 

Объёмность

 

 

Форма

 

 

Расстояние

 

 

Глубина

 

 

Размер

 

 

Яркость

 

 

Резкость

 

 

Контраст

 

 

Цвета

 

 

Фокус

 

 

Движение

 

 

Время экспозиции

 

 

- раппорт;

- представить негативную ситуацию в виде картики: расстояние, цвета, контрастность, и пр. (нересурсное состояние);

- ресурсное состояние. Представляется ситуация и описываются ее субмодальности. Ассоциированное восприятие.

- ресурсный (кинестетический) якорь

- нересурсное состояние (собираем ее субмодальности)

- меняем субмодальности нересурсного состояния на субмодальности ресурсного состояния

- пережить бывшую нересурсную ситацию с ресурсным якорем и новыми субмодальностями.

Упражнение в парах на отработку техники изменения визуальной субмодальности.

18. Обсуждение. Вопросы.

Упражнение в тройках. Один из участников рассказывает историю своего неуспешного опыта, который человек хочет изменить. Другие отслеживают метамодельные паттерны. Затем он рассказывает историю своего успешного опыта. Другие отслеживают. Затем осуществляется обратная связь. Рассказчик пробует рассказать историю своего неуспешного опыта в метамодальностях успешного.

19. Теория. Связь метамодальных паттернов с логическими уровнями. (Окружение, поведение – номинализации, неконкретные глаголы; способности – чтение мыслей; убеждения – если А, то Б.

Демонстрационное упражнение:

- вспомните что-то приятное и представьте картиноку, опишите ее субмодальные характеристики;

- берется другой предмет, описывается терапевтом в тех же субмодальностях, калибруется состояние;

- происходит приближение предмета – очень стремительно приближается к вам, стремительно врывается в вас (техника «Взрыв навязчивости»);

- проверка. Все возвращается на свои места. Снова представляется первая ситуация.

20. Демонстрационное упражнение. Кинестетическая субмодальность.

Паттерн взмаха

Данная техника используется для работы с автоматическим, то есть бессознательно управляемым поведением человека (привычки, зависимости, навязчивости), например: курение, пристрастие к шоколаду, орешкам, грызение ногтей и так далее

1.      Создание визуального ключа, запускающего нежелательное поведение

Эффективность техники повышается во много раз, если ключ является частью поведения клиента. Например, при курении ключом будет рука клиента, поднесенная с сигаретой ко рту, также важно сделать ключ как можно менее специфичным (универсальным), то есть чтобы он повторялся во всех системах. В примере с курением: не конкретная пачка сигарет, а опять же рука с сигаретой.

Определите визуальный ключ (в дальнейшем образ №1) и предложите клиенту ассоциироваться с ним для того, чтобы дополнить его ощущениями (К) и звуками (А), характерными для данного состояния. От того, насколько легко и детально клиент сможет представить образ ключей, в дальнейшем будет зависеть запуск новой стратегии. Полученный образ отложите до шага №4

2.      Создание образа желаемого состояния (в дальнейшем - образ №2)

Предложите клиенту представить образ самого лучшего себя, свободного от его бывшей привычки. Соберите от клиента как можно больше сенсорного описания о внешнем виде такого человека. Затем соберите информацию о качествах, способностях и возможностях этого человека, которые появились/открылись у него вместе с освобождением от привычки. В зависимости от того, на каком логическом уровне клиентом были заявлены Симптомы, вы также можете собрать информацию о новых ценностях и личностном своеобразии человека освободившегося от привычки.

Критерии образа желаемого состояния:

o        отражает способности и качества человека, а не поведение

o        диссоциирован от клиента

o        имеет размытый фон

o        нравится клиенту

3.      Экологическая проверка освобождения от «вредной» привычки

Выявите вторичные выгоды данной привычки и подберите новые варианты поведения для их удовлетворения. Выясните у клиента, что полезного даёт или давала ему эта привычка, чему она служила, когда только зарождалась. Найдя все вторичные выгоды, узнайте, в каких жизненных контекстах клиента (семья, работа, друзья, отдых и др.) каждая из них обычно проявляется. Далее предложите клиенту мысленно представить и описать, как мог бы вести себя человек из образа желаемого состояния, используя свои новые способности и возможности, в каждом из перечисленных контекстов, чтобы удовлетворить найденные вторичные выгоды другим, более подходящим способом. Когда клиент подберёт альтернативные варианты поведения ко всем основным контекстам своей жизни, дайте ему некоторое время для поиска редких контекстов и их самостоятельной проработки.

Перед переходом к следующему шагу установите клиенту фильтр на поиск дополнительных вторичных выгод его привычки, о которых сегодня он, возможно, не вспомнил, для дальнейшей их проработки.

4.      Установка образов и объяснение клиенту шагов работы с ними

Объясните клиенту, что по ходу дальнейшей работы ему нужно будет сначала ассоциироваться с образом №1 и установить где-нибудь перед собой маленькую тёмную точку – уменьшенный и затемнённый образ №2. Затем он должен будет диссоциироваться от образа №1, и делать его маленьким и тёмным, одновременно увеличивая образ №2 и делая его ярче, до тех пор, пока он полностью не закроет образ №1, уменьшившийся до размеров точки.

Посмотрев некоторое время на оставшийся образ №2, он должен будет всё стереть со своего «внутреннего экрана». Затем всё повторяется несколько раз.

5.      Закрепление новой стратегии

Предложите клиенту совершить указанную выше последовательность действий с образами №1 и №2. Если на каком-нибудь этапе этой работы он будет испытывать затруднения, то вы можете сначала отдельно обучить его нужному навыку, например ассоциации – диссоциации, изменению яркости образа или его размера. Когда клиент легко сможет проделать все действия в удобной для него скорости, предложите ему совершать каждый последующий этап быстрее, чем предыдущий. Для этого вы можете помогать ему, обозначая ускорение движения вашей рукой (если глаза его открыты) или голосом. При достижении максимального ускорения клиент делает еще 5-10 повторений, каждый раз очищая между ними внутренний экран.

6.      Проверка новой стратегии

1.      Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и калибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние на 1-ом шаге техники? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа.

2.      Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать что-нибудь, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и управлять им?

 

7.      Подстройка к будущему

Объясните клиенту (помня о семантике), что данная техника не избавляет его от старого поведения, а даёт ему свободу управлять им. Выясните, сможет ли клиент, если ему будет очень нужно, свободно воспользоваться старым поведением, сохраняя при этом контроль над ним. Конгруэнтно подготовьте клиента к возможности возвращения старого поведения, как сигнала к поиску не найденых вторичных выгод и продолжения работы с ними.

Техника взмаха

Стратегии взмаха отлично иллюстрируют процесс формирования программирования поведения в будущем. "Взмах" - это очень мощная техника, которая эффективно работает на уровне поведения.
Три главные элемента "взмаха":
а) определение того ключа, от которого начинается "взмах";
б) создание желаемого ресурсного образа самого себя - привлекательного, притягивающего;
в) использование мощных изменений в субмодальностях, необходимых для первого и второго.
А.) Определение ключа
Ключ - это триггер, который дает толчок паттерну нового поведения. Ключ - это репрезентация, проведенная внутри или вовне, которая имеет место как раз перед тем, когда начинается проблемное поведение. Поэтому важно определить тот ключ, который будет срабатывать.
1) Зависимость
а) внешний ключ - если проблемным поведением является курение, можно быть уверенным в том, что при этом всегда будет ключ, связанный с движением к сигарете. Позаботьтесь о том, чтобы такой ключ был как раз перед тем, как начинается проблемное поведение, и чтобы он появлялся в любом контексте, относящемся к данному поведению.
б) внутренний ключ - иногда толчок проблемному поведению дают внутренние состояния, вызываемые различными внешними ключами. Например, женщина испытывает волнение в нескольких различных ситуациях (опаздывая, слыша крик своих детей, устраивая вечеринку у себя дома и т. п.), выявленное с помощью различных внешних ключей. Общим, для всех этих ситуаций, возникающих перед тем, как у нее появилось волнение, было то, что она представляла себя совсем маленькой и ошеломленной тем, к чему могла привести данная ситуация. Здесь было проще всего использовать в качестве ключевого образа внутреннее состояние, а не внешний ключ.
2.) Ассоциированный ключ
Если ключевая репрезентация представлена внешним ключом из реального мира (например, видишь и тянешься к сигарете), нужно быть ассоциированным, т.е. человек видит свою руку так, как это было бы в процессе движения к сигарете. Это может помочь выработать новую желаемую реакцию на ключ из реального мира. Если же ключевая репрезентация представлена внутренним состоянием, которое неизменно дает толчок проблемному поведению, она должна быть именно такой, как он её ощущает перед тем, как возникает реакция на проблему.
Б.) Желаемый образ себя
- это образ с большим выбором. Для него это нежелательное поведение - не проблема. Следующие элементы делают образ мощным фактором, мотивирующим изменения.
1) ЖЕЛАЕМЫЙ ОБРАЗ САМОГО СЕБЯ ДИССОЦИИРОВАН, что делает его привлекательной притягательной возможностью, а не тем, что уже сделано (ассоциированый образ). Возможно, что Вы захотите временно ассоциироваться с ним, попытаться его примерить, что бы узнать, как чувствуешь себя в нем. Но в технике "взмаха" Вы используете диссоциированный образ.
2) ОБРАЗ ДОЛЖЕН ВКЛЮЧАТЬ КАЧЕСТВА, СПОСОБНОСТИ И ВЫБОР, а не конкретные виды поведения. Например, если проблемным поведением является курение, желаемым образом самого себя,был бы образ ресурсного человека, имеющего несколько вариантов выбора в отношении сигарет, а не какое-либо конкретное поведение, например жевание резинки. Для женщины, испытывающей волнение, желаемый образ себя самой был бы ее собственный образ как ресурсного человека,способного эффективно реагировать на требование ситуации,а не какая-то конкретная реакция типа, быть спокойной и уравновешенной, когда что-то получается не так.
3) ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ТОМ, ЧТОБЫ ОБРАЗ ВКЛЮЧАЛ РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОЗИТИВНОГО НАМЕРЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Люди курят, чтобы расслабиться, прерваться и т.п., возможны различные позитивные результаты, связанные с проблемным поведением. В желаемом образе самого себя должен быть ты, для которого сигареты нерелевантны, который имеет много вариантов выбора относительно того, как расслабиться и чем занять перерыв.
4) ОБРАЗ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ЯВЛЯТЬСЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. Если первоначальный образ самого себя окажется слишком резким, необходимо модифицировать его. Например, "всегда сильный и неунывающий", попросите клиента прибавить к этому образу немного легкости и сочувствия. "Постоянно неунывающий и соглашающийся" - добавьте к этому немного гибкости, чтобы иметь возможность поступать как серьезный человек.
5) ПОЗАБОТЬТЕСЬ, ЧТОБЫ ОБРАЗ ОТВЕЧАЛ РЕАЛЬНЫМ КРИТЕРИЯМ ЧЕЛОВЕКА. Образ самого себя должен быть реальным для этого человека. Если он окажется нереальным и невозможным, он не будет.эффективным.
6) КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ. Если новое поведение желательно во всех сферах жизни человека, сделайте этот образ общим, а фон не очень четким, чтобы этот образ мог вписаться в любую картинку из жизни (как можно меньше контекстуализируйте контекст, чем менее четок контекст, тем больше выбора дает изменение).
В.) Соединение ключа с желаемым образом себя
Условия, позволяющие сделать это подсоединение наиболее сильно:
1) ВЫБЕРИТЕ ДВЕ САМЫХ СИЛЬНЫХ СУБМОДАЛЬНОСТИ для того, чтобы соединить ключ с желаемым образом самого себя. Используйте те субмодальности, которые больше всего изменяют реакцию.
2) ОДНОВРЕМЕННОСТЬ (СИНХРОННОСТЬ) - для большей эффективности добейтесь того, чтобы два изменения происходили одновременно, чтобы нежелательная реакция на ключевой образ происходила синхронно, с повышением реакции на желаемый образ самого себя.
3) НАПРАВЛЕНИЕ - важно сделать "взмах" в одном направлении, от ключевой картинки к желаемому образу самого себя. Используйте при этом явно выраженные промежуточные состояния перед каждым повторением, например, очищение визуального экрана (откройте глаза, посмотрите вокруг и т.п.)
4) СКОРОСТЬ - чем быстрее выполняется прием "взмаха", тем лучше. Определите условия спокойно, как Вы хотите. Медленно проделайте все шаги, чтобы понять их, но смотрите, чтобы на практике смена образов осуществлялась быстрее.
5) ПОВТОРЕНИЯ. Для закрепления приема "взмаха" достаточно 5-10 повторений. Если он не закрепляется после 10 быстрых повторений, возможно Вам понадобится внести несколько изменений, чтобы он работал.
6) ПРОВЕДИТЕ КАЛИБРОВКУ КЛЮЧЕВОГО ДОСТУПА К СУБМОДАЛЬНОСТЯМ. Используйте внешнюю обратную связь, чтобы быть уверенным в том, что человек выполняет Ваши указания. Калибруйте внешние невербальные признаки поведения, сопровождающие изменения субмодальностей. 

На главную | Тамбовчане | Библиотека | Тренинги | Ссылки | Контакты | Обратная связь

По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу psyhologtamb@narod.ru.
Copyright © 2003-2005 Психология в Тамбове
Последнее обновление: 20.03.2005.

 

Hosted by uCoz