Психология в Тамбове |
NLP-DHE практик (2-й семинар)
А) уникальность. Якорь должен быть единственным в своем роде, не вызывать у человека личных ассоциаций, не являться общекультурным действием типа пожатия руки или похлопывания по плечу. Б) повторяемость. Важно хорошо запомнить, как поставлен якорь, каким жестом, какой интенсивности прикосновения. Чем точнее воспроизведен якорь, тем эффективнее он сработает. В) своевременность. Для того, чтобы якорь был максимальной эффективности, его следует устанавливать в момент наивысшей интенсивности переживания, который определяется по калибровке. (График интенсивности переживания от времени).
11. Демонстрационное упражнение на кинестетический якорь. Автоякорение.
12. Техника установки якоря. А) Определите, какое состояние вы хотите заякорить. Б) Вызовите соответствующее состояние. Убедитесь, что человек испытывает желаемое состояние, т.е. ассоциирован с ним. Для этого попросите человека полностью погрузиться в это переживание. В) Откалибруйте сенсорные ключи доступа, характерные для данного состояния. Обратите внимание на поведение и жесты, положение головы, изменение цвета кожи, выражение лица, едва заметные непроизвольные движения рук и ног, глубина и ритм дыхания, мышечное напряжение и расслабление на различных участках лица и тела. Г) Закрепите якорь. Когда интенсивность переживания достигнет наивысшей точки, становите якорь, соединив это состояние с каким-либо стимулом. Д) Разбивка состояний. Е) Проверьте якорь. Наблюдайте при этом за невербальной реакцией.
13. Обсуждение. (Триггер – якорь, устанавливаемый помимо нашей воли). Якорь фиксируется в течение 15 сек., человеку следует побыть в этом состоянии какое-то время. Якорь может быть статическим и динамическим.
14. Демонстрационное упражнение (по пространственным якорям). Полукруг. Участник определяет 4 состояния; на пол кладутся четыре листочка, обозначающие данные состояния. Вступая на каждый листок, участник ассоциируется с каждым из состояний. Это упражнение может быть проделано с использованием сказки, либо просто участник может рассказать историю из своей жизни.
15. Обсуждение.
16. Упражнение в парах (по пространственным якорям).
17. Теория. Коллапс якорей – техника НЛП, предназначенная для стирания или ослабления негативного якоря путем совмещения его с равным по силе позитивным якорем.
18. Демонстрационное упражнение на кинестетический коллапс якорей (желательно, чтобы проблема у участника была настоящей).
19. Упражнение в парах на кинестетический коллапс якорей.
20. Обсуждение.
21. Демонстрационное упражнение на аудиальный коллапс якорей (1-5-51).
22. Упражнение в парах на аудиальный коллапс якорей.
23. Обсуждение. НЛП в рекламе.
24. Упражнение в круге стоя. Руки перед собой, на счет 3 взять за руки «не-соседа». Распутаться.
25. Упражнение в круге сидя. Руки на коленях у соседей справа и слева. Волны в одну стороны. Волны в разные стороны.
26. Упражнение в круге сидя. Один из участников (без места) водит. Называется признак, по которому люди, обладающие им, должны поменяться местами. Оставшийся без места участник водит.
27. Упражнение на настройки реп.систем. В.- взгляд вдаль, рассосредоточен. Визуальная система – пальцы вертикально перед собой, затем раздвигаются в стороны, в результате чего определяются границы. Те же пальцы горизонтально, раздвигаются вверх-вниз, в результате чего определяются границы. А. – звуки внешние, внутренние, совмещение их в себе – позвольте себе слушать и слышать все вокруг и внутри вас. К. – почувствуйте пространство вокруг вас и внутри себя, попытайтесь это объединить в единое целое.
28. Теория. Шкалирование якорей (техники плавающего якоря).
29. Демонстрационное упражнение на кинестетический плавающий якорь.
30. Упражнение в парах на кинестетический плавающий якорь.
31. Напоминание! Всякая работа начинается с раппорта.
32. Обсуждение.
33. Упражнение на тренировку наблюдательности в группах по 5-6 человек. (Один из участников – тренируемый, .другой – режиссер, все остальные – манекены).
34. Упражнение на калибровку в тройках. Двое участников калибруют третьего. Сначала задаются очевидные вопросы, на которые третий мысленно отвечает да-нет (калибруют), затем – неоднозначные вопросы. Задача – понять, как на неоднозначные вопросы отвечает третий.
35. Упражнение «Кто я?» (10 ответов в течение 5 минут). Затем участники расходятся по аудитории и показывают листок со своими качествами тому, кому они хотят.
36. Теория. Нейрологические уровни Р.Дилтса. - уровень окружения - уровень поведения - способности и возможности - убеждения и ценности - личностная идентификация - миссия/духовность
37. Упражнение в группах по 5-6 человек: сочинение сказки по логическим уровням (каждый их участников должен побывать на всех логических уровнях).
38. Упражнение в тройках на отработку логических уровней. Один из участников сидит за спиной другого с карточками, на которых написаны логические уровни, и показывает одну из карточек третьему участнику. Тот, в свою очередь, должен вести произвольное повествование на указанном уровне. Сидящий спиной участник должен определить этот уровень (можно вступать в диалог с говорящим). Упражнение делается по кругу с тем, чтобы каждый из участников побывал во всех ролях.
39. Обсуждение.
40. Упражнение в микрогруппах по 4-5 человек. Сочинение рекламы с использованием логических уровней (могут быть задействованы все логические уровни, а также отдельные из них).
41. Вопросы.
42. Теория. Манипуляция с логическим уровнями. Что делать? Произвольная фраза: Если ты настоящий мужчина, купи мне шубу. Приемы противодействия манипуляции: А) Зеркало. (Ты считаешь, что если я настоящий мужчина, то должен купить тебе шубу). Б) Перефразирование. (Правильно ли я тебя понял, что если ты настоящая женщина, то ты должна мне купить автомобиль). В) Усомниться в критерии. (Шуба – это единственный критерий для тебя настоящего мужчины?) Г) Предложить иной тип поведения (Если ты считаешь, что я мужчина, то я тоже вправе решать, что я хочу тебе купить).
43. Упражнение на отработку приемов деманипуляции.
44. Теория. Петля обратной связи. (Логические уровни в бизнес-контексте). У каждого человека есть свой, ведущий логический уровень. Узнав этот уровень (соответственно цель), можно четче определить место данного индивида в общей структуре бизнеса.
Пирамида логических уровней (по Р.Дилтсу). «Стокгольмский синдром» (боязнь его проявления в событиях Норд-Оста). Суть: в ситуациях панического страха и сильного дистресса разрушается уровень личностной идентификации, который влечет за собой разрушение всех ниже расположенных уровней. В результате человек идентифицируется с идентичностью других людей, а соответственно принимает и их ценности, и их убеждения, и их стиль поведения.
45. Упражнение на калибровку логических уровней в микрогруппах по 4-5 человек. Один из участников рассказывает какую-либо историю из своей жизни, другие отслеживают логические уровни (каждый – свой, и все в целом).
46. Обсуждение.
47. Демонстрационное упражнение на кинестетический коллапс якорей (новые техники Р.Бэндлера). А) Предлагаете клиенту вспомнить некомфортное ощущение и якорите его (нересурсный якорь). Б) Разбивка состояний. В) Предлагаете клиенту вспомнить приятное ощущение и тоже якорите его (ресурсный якорь). Г) Проверяете якоря в той же последовательности с разбивкой состояний. Д) Просите вспомнить некомфортное ощущение и воспроизводите при этом ресурсный якорь. Е) И наоборот, просите вспомнить приятное ощущение и воспроизводите нересурсный якорь. Ж) Повторить шаг Д. З) Проверка нового состояния.
48. Демонстрационное упражнение на шкалирование. (В случае, если необходимо усилить ресурсный якорь либо слабить нересурсный якорь). Процедура: - представить свое ресурсное состояние и заякорить его - представить в своем внутреннем пространстве шкалу (от 1 до 10) - где ты на этой шкале со своим состоянием? - представить ручку, рычаг, которой (ым) можно регулировать шкалу - по мере того, как ты передвигаешь ручку вверх, увеличивается твое ресурсное состояние - калибруется состояние и осуществляется переякорение
49. Упражнение на кинестетический коллапс якорей и шкалирование в парах.
50. Полукруг. Демонстрационное упражнение на интеграцию логических уровней. Пять листочков на полу (логические уровни). Определяется цель, которую участник хочет достичь. Участник становится на каждый из листочков и говорит (или не говорит) о данном уровне. Проходит до миссии (лицом к миссии). Затем терапевт повторяет кратко весь путь участника, калибрует состояние человека и якорит его. После этого (при сохранении якоря и ощущении миссии) участник передвигается назад по уровням, добавляя к каждому из них то, что он не учел, что упустил, что забыл. Интегрирует все состояния. Калибруется состояние. Участник говорит как он себя чувствует, всего ли он достиг и т.д.
51. Упражнение сидя в круге. Ведущий держит в руках два предмета (кошка-собака). Запускает предметы влево-вправо от себя. Участник, перед тем как взять предмет, задает вопрос «что это?», ведущий отвечает «кощка-собака», после чего берется предмет и передается следующему участнику. И так до тех пор, пока предметы не пройдут по целому кругу и не дойдут до ведущего. Вариант сложнее: два ведущих с разных полюсов круга запускают предметы (кошка-собака, белочка-зайчик).
52. Теория. Рефрейминг (переформирование) – замена рамки у картины или замена картины в рамке, метод смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменений самой ситуации. Рефрейминг контекста – вариант рефрейминга содержания, в котором вы подбираете ситуацию, в которой данный вариант поведения будет полезным и эффективным. Примеры. «Я слишком…» - «зато…». Рефрейминг смысла (значения) – в котором проблема решается при помощи смены значения какого-либо поведения или события. Примеры. «Если…Х, значит…У» (но ведь Х может означать и что-то другое?). История: В.Сатир и клиентка с ее любовью к чистоте и белому ковру. В.Сатир и бизнесмен с упрямством своей дочери.
53. Упражнение на рефрейминг контекста. Каждый из участников на отдельном листке пишет фразу, начинающуюся со слов «Я слишком…», передает его «своему представителю». Тот подходит с этим листком ко всем участникам и просит сделать рефрейминг - «зато…».
54. Упражнение в парах по результатам рефрейминга. Участники зачитывают друг другу те фразы, которые они получили в предыдущем упражнении, и калибруют состояния. Наиболее удачные случаи рефрейминга можно довести до сведения группы.
55. Упражнение на рефрейминг смысла в микрогруппах по 4-5 человек. Один из участников произносит утверждение, другие делают рефрейминг.
56. Обсуждение. Обратная связь. Что важно? Полезно? Что понравилось? Какие вопросы?
57. Завершение семинара. Сказка. |
|