Психология в Тамбове 

На главную

NLP-DHE практик

(1-й семинар)

 

  1. Представление. О структуре и содержании НЛП-практик. Что такое НЛП (из истории создания). НЛП как язык описания субъективного опыта человека. Круг обучения: неосознанная некомпетентность – осознанная некомпетентность – осознанная компетентность – неосознанная компетентность.

 

  1. Базовые пресуппозиции НЛП.

-    Карта не есть не территория.

-    Сознание и тело – части одной системы.

-    Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.

-    Не существует поражений – есть только обратная связь.

-  Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся на данный момент.

-   Любое поведение имеет позитивную направленность.

-   Каждый располагает всеми необходимыми ресурсами, для достижения своих целей мы создаем свой собственный реальный мир.

-    Вселенная, в которой мы живем – дружественная, полная ресурсов сфера.

- (!) Принцип неопределенности Гейзнберга: наблюдатель формирует систему; критериальность.

(Упражнение: все разбиваются на пары, рассчитываются на 1-2. Первые выходят за дверь и получают инструкцию: вторые загадали что-то, что вам следует отгадать, задав не более 20 вопросов. Вторые получают инструкцию: ничего не загадывайте, но отвечайте произвольно на все вопросы утвердительно или отрицательно). 20 мин.

 

  1. Знакомство (в тройках: каждый рассказывает о себе то, что считает нужным. Далее – в новых тройках каждый рассказывает о себе и о тех двоих, что были с ним в первой тройке, и т.д.). 15 мин.

 

  1. Доверие (раппорт) (На спину каждому участнику семинара прикалывается листок. Броуновское движение. На листе остальные будут ставить оценки того, насколько они вам доверяют. По 10-ти балльной шкале: 0 – не доверяю, 10 – доверяю полностью. Задача – набрать как можно больше баллов). 15 мин.

 

  1. Объединиться в группы по 6-8 человек. Дать определение понятия «доверие». 10мин.

 

  1. В большом круге. Каждая группа пробует дать свое определение. 15 мин.

 

ВЫВОДЫ: 1. Качество коммуникации определяется уровнем доверия.

                     2. Доверие можно разделить на две части: сознательную (1/6) и бессознательную (5/6).

                     3. Сознательное доверие определяется тем, насколько хорошо вы человека знаете, а бессознательное – насколько он похож на вас, насколько он «свой».

                    4. Качество общения преимущественно определяется уровнем бессознательного доверия.

                     5. Доверие (раппорт) = Конгруэнтность + Подстройка

     6. Профессиональная коммуникация = Калибровка + Подстройка + Ведение. 

Калибровка – процесс обнаружения мельчайших внешних признаков внутреннего состояния человека. Подстройка (присоединение) – воспроизведение элементов поведения другого человека. Ведение – тип взаимодействия, при котором другой человек (или люди) меняют свое состояние вслед за изменением вашего состояния.

 

 

ПРАКТИКА

BAGEL-Модель была разработана Робертом Дилтсом как простое средство для идентификации ключевых поведенческих сигналов, используемых НЛП для суммирования внутренних процессов других людей. Для того, чтобы функционировать, ментальные процессы нуждаются в помощи определенных телесных и физиологических процессов для их укрепления и выражения. Эти физические реакции важны для обучения или развития определенных умственных процессов также как и для их внешнего наблюдения и подтверждения. Главными поведенческими элементами, вовлеченными в стимулирование когнитивного функционирования, являются:

-Телесные позы (Body Postures)
-Сигналы доступа (Accessing Cues)
-Жесты (Gestures)
-Движения глаз (Eye movements)
-Языковые шаблоны (Language Patterns)

1) Телесные позы

Люди часто принимают систематичные, привычные позы, когда погружаются в мысли. Эти позы могут показать очень многое о репрезентативной системе, используемой человеком, или о внутреннем состоянии, переживаемом им или ею. Далее предлагается несколько типичных примеров:

а) Визуальная система: откинутое назад туловище с головой и плечами приподнятыми или округленными, поверхностное дыхание.

б) Аудиальная система: тело наклонено вперед, голова приподнята кверху, плечи отодвинуты назад, руки скрещены.

в) Кинестетическая система: голова и плечи опущены, глубокое дыхание.

2) Сигналы доступа

Когда люди думают, они подают сигналы или приводят в действие определенные типы представлений самыми различными способами, включающими: скорость дыхания, невербальные «мычания и вздохи», выражения лица, щелканье пальцами, почесывание голов и т.д. Некоторые из них являются характерными для индивида и нуждаются в «настройке» (калибровке) для отдельных личностей. Многие из этих сигналов, однако, ассоциируются с отдельными сенсорными процессами.

а) Визуальная система: Интенсивное поверхностное дыхание, прищуренные глаза, очень высокий голос и быстрый темп речи.

б) Аудиальная система: Диафрагмальное дыхание, сведенные брови, плавающий тон голоса и темп речи.

в) Кинестетическая система: Глубокое дыхание животом, глубокий с придыханием голос с замедляющимся темпом.

3) Жесты

Люди будут часто трогать, указывать или использовать жесты, показывающие тот сенсорный орган, при помощи которого они привыкли думать. Некоторые типичные примеры включают в себя:

а) Визуальная система: дотрагивание или указание на глаза, жесты, сделанные уровне глаз.

б) Аудиальная система: указание в направлении или жестикуляция в области ушей; дотрагивание до рта или челюсти.

в) Кинестетическая система: притрагивание к груди и области живота; жесты, сделанные ниже шеи.

4) Движение глаз

Автоматические, бессознательные движения глаз часто сопровождают отдельные мысли, показывая доступ к одной из репрезентативных систем. НЛП распределила эти сигналы на следующие паттерны (модели):

НЛП модели движения глаз

Рисунок 1: НЛП модели движения глаз

5) Языковые шаблоны

Основной метод нейро-лингвистического анализа состоит в отслеживании специфичных языковых паттернов (шаблонов), таких как «предикаты», которые указывают на определенную неврологическую репрезентативную систему или субмодальность, и как эта система или свойство используются в общей программе мышления. Предикатами являются слова, такие как глаголы, наречия и прилагательные, которые указывают на действия или качества как противоположные вещам. Этот тип языка обычно отбирается на бессознательном уровне и, таким образом, отражает лежащую в основе бессознательную структуру, которая их порождает. Ниже приведен список общих сенсорно основанных предикатов:

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Видеть
Смотреть
Зрение
Ясный
Яркий
Картинка
Туманный
Выяснять
Показывать

Слышать
Слушать
Звук
Звучный
Громкий
Слово
Шумный
Звонить в колокольчик
Говорить

Схватить
Касаться
Чувство
Твердый
Тяжелый
Трогать рукой
Грубый
Связывать
Двигать

BAGEL-Модель была сформулирована Робертом Дилтсом как способ оформить важнейшие физические сигналы, относящиеся к когнитивным процессам, как определено НЛП.

Развитие сенсорных систем: периферические процессы. Упражнение в парах. 25 мин.

 

Периферический слух – зрение - кинестетика

Участник А выбирает для участника В несколько планов восприятия: звуки в вашем теле, в комнате, за окном, во всем городе. Лучше это упражнение делать с закрытыми глазами. А просит В перемещаться внутренним вниманием в каждую из этих точек, меняя последовательность. Затем А просит В постепенно объединять в восприятии по две точки: одновременно услышать звуки в комнате и в теле, и т.д.

            Аналогичное упражнение на зрение и кинестетику.

 

Базовые элементы человеческого восприятия.

 

Тест на определение объема динамической памяти в каждой из сенсорных репрезентативных систем. Упражнение в парах. 25 мин.

Визуальный способ.

Визуально запомнить в течение 15 сек. ряд, состоящий из 15 знаков (букв и цифр).

Аудиальный способ.

Аудиально запомнить (с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 сек. еще один ряд из 15 символов.

Кинестетический способ.

Обратной стороной карандаша (пальцем или палочкой) на спине (ладони, тыльной стороне ладони) записывается очередной ряд из 15 знаков с интервалом в одну секунду (после написания знака «стереть» его).

 

Сенсорная острота и калибровка.  Упражнение в тройках. 45 мин

 

А.

  1. А (калибрующий) закрывает глаза и готовится к восприятию, В и С договариваются, какой звук они будут воспроизводить в процессе упражнения (щелчок, хлопок, свист, вздох и т.д.).

  2. В и С по очереди издают один и тот же звук, каждый называя свое имя. А калибрует звуки. Затем А пытается угадать имя источника звука.

 

К.   То же самое, только кинестетический стимул (касание ладонью плеча, пальцем ладони и т.д.).

 

В.    Калибровка «да/нет» («детектор лжи» с монетой).

 

Визуальная калибровка

 

Упражнение «Нравится - не нравится»

В тройках: один – Демонстратор, двое других - один – Демонстратор, двое других – Наблюдатели. Демонстратор вспоминает ситуацию приятную, затем неприятную. Двое Наблюдателей калибруют эти состояния, затем пробуют угадать их. Задание выполняется по кругу. 15 мин.

 

Упражнение в тройках. С калибрует В, потом закрывает глаза. Далее А (Режиссер) моделирует В (манекен) по 5-7 признакам, после чего С должен увидеть изменения. 20 мин.

 

Раппорт

 

1. Упражнение в парах на подстройку по невербальным признакам прямое отзеркаливание (В процессе разговора на свободную тему каждый из партнеров максимально отражает невербальные признаки другого партнера (поза, дыхание, жесты, мимику, движения головы, скорость и громкость речи, высоту голоса). 5-8 мин.

 

2. Упражнение в парах на подстройку по невербальным признакам перекрестное отзеркаливание (В процессе разговора на свободную тему каждый из партнеров выбирает несколько невербальных признаков другого партнера и отражает их неявно, то есть перекрестно, используя для этого какие-либо другие невербальные признаки (темп речи – темп покачивания ногой, высота голоса – жесты и т.д.). 5-8 мин.

 

3. Упражнение в тройках с карточками «Подстройка по предикатам». Изготавливаются 4 карточки: В, А, К, Ад (предикаты РС). Партнеры А и В садятся друг напротив друга. Партнер С встает за спиной В. С показывает А одну из карточек. А придумывает предложение, в котором содержатся предикаты той РС, которая указана на карточке, и говорит его В. В слушает предложение А, определяет, к какой РС оно относится, и говорит в ответ свое предложение, используя предикаты той же самой РС. Участники упражнения меняются местами. 15 мин.

 

4. Упражнение в парах «Реагирование предикатами РС на ключи глазного доступа». А и В садятся друг напротив друга. А молча направляет глаза в одно из положений согласно схеме ключей глазного доступа и ожидает реакции В. В реагирует на это своим высказыванием, содержащим предикаты той РС, на которую указывают глаза А.

5. Упражнение в тройках. А и В сидят спиной к спине, С наблюдает. Тема для общения выбирается произвольно. А и В стараются подстроиться друг к другу, С фиксирует результативность подстройки.

 

6. Упражнение «Спор»

Разбиться на пары. Найти тему, относительно которой вы расходитесь во мнениях. Желательно, не в знаниях, а в оценках. Попробуйте ее обсудить. Но во время обсуждения сохраняйте одинаковые позы. 10 мин.

 

7. Найдите тему, в которой вы согласны друг с другом, и тоже обсудите ее. Но во время этого обсуждения попробуйте все время находиться в разных позах. 10 мин.

 

Далее: в большом круге обсуждение этого упражнения. 10 мин.

 

  1. Подстройка под позу бывает прямой (правое-правое) и зеркальной (правое-левое).

  2. Если человек сидит напротив, то удобнее зеркальная подстройка, а если сбоку – прямая.

  3. При подстройке лучше принимать похожую, но достаточно удобную позу.

  4. Единственным четким признаком подстроенности является возможность ведения.

 

 

Спецификация цели

 

  1. Цель должна сформулирована позитивно. Следует определить, что Вы хотите достичь, а не чего хотите избежать.

  2. Цель должна находиться  под Вашим личным контролем. Необходимо определить, что зависит от Вас лично и за что Вы можете взять полную ответственность.

  3. Цель должна быть сенсорно проверяемой.  Определите точку результата: как Вы поймете, что результат достигнут. Что Вы увидите, услышите, почувствуете при этом?

  4. Цель должна быть сформулирована в нужном контексте. Необходимо определить границы взаимодействия результата с внешним миром: где, когда и с кем вы идете к результату и получаете его.

  5. Цель должна быть экологичной. Необходимо осознать, может ли достижение этой цели иметь негативные последствия для Вас или окружающих Вас людей.

  6. Для достижения цели должны быть доступны внутренние и внешние ресурсы. Какие внешние ресурсы Вам необходимы? Имеются ли они в доступе? Что нужно сделать, чтобы их достать? (Здесь возможна переформулировка цели в более мелкую). Какие необходимы внутренние ресурсы?

  7. Исследование возможных препятствий. Какие трудности могут встретиться на Вашем пути? Как их преодолеть?

  8. Должны быть альтернативные пути. Какие есть альтернативные способы достижения Вашей цели?

  9. Должны быть определены первые шаги. С чего можно начать?

 

Упражнение «Линия времени»

На главную | Тамбовчане | Библиотека | Тренинги | Ссылки | Контакты | Обратная связь

По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу psyhologtamb@narod.ru.
Copyright © 2003-2005 Психология в Тамбове
Последнее обновление: 20.03.2005.

 

Hosted by uCoz