Психология в Тамбове |
NLP-DHE практик (1-й семинар)
- Карта не есть не территория. - Сознание и тело – части одной системы. - Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе. - Не существует поражений – есть только обратная связь. - Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся на данный момент. - Любое поведение имеет позитивную направленность. - Каждый располагает всеми необходимыми ресурсами, для достижения своих целей мы создаем свой собственный реальный мир. - Вселенная, в которой мы живем – дружественная, полная ресурсов сфера. - (!) Принцип неопределенности Гейзнберга: наблюдатель формирует систему; критериальность. (Упражнение: все разбиваются на пары, рассчитываются на 1-2. Первые выходят за дверь и получают инструкцию: вторые загадали что-то, что вам следует отгадать, задав не более 20 вопросов. Вторые получают инструкцию: ничего не загадывайте, но отвечайте произвольно на все вопросы утвердительно или отрицательно). 20 мин.
ВЫВОДЫ: 1. Качество коммуникации определяется уровнем доверия. 2. Доверие можно разделить на две части: сознательную (1/6) и бессознательную (5/6). 3. Сознательное доверие определяется тем, насколько хорошо вы человека знаете, а бессознательное – насколько он похож на вас, насколько он «свой». 4. Качество общения преимущественно определяется уровнем бессознательного доверия. 5. Доверие (раппорт) = Конгруэнтность + Подстройка 6. Профессиональная коммуникация = Калибровка + Подстройка + Ведение. Калибровка – процесс обнаружения мельчайших внешних признаков внутреннего состояния человека. Подстройка (присоединение) – воспроизведение элементов поведения другого человека. Ведение – тип взаимодействия, при котором другой человек (или люди) меняют свое состояние вслед за изменением вашего состояния.
ПРАКТИКА BAGEL-Модель была разработана Робертом Дилтсом как простое средство для идентификации ключевых поведенческих сигналов, используемых НЛП для суммирования внутренних процессов других людей. Для того, чтобы функционировать, ментальные процессы нуждаются в помощи определенных телесных и физиологических процессов для их укрепления и выражения. Эти физические реакции важны для обучения или развития определенных умственных процессов также как и для их внешнего наблюдения и подтверждения. Главными поведенческими элементами, вовлеченными в стимулирование когнитивного функционирования, являются:
-Телесные позы (Body Postures) 1) Телесные позы Люди часто принимают систематичные, привычные позы, когда погружаются в мысли. Эти позы могут показать очень многое о репрезентативной системе, используемой человеком, или о внутреннем состоянии, переживаемом им или ею. Далее предлагается несколько типичных примеров: а) Визуальная система: откинутое назад туловище с головой и плечами приподнятыми или округленными, поверхностное дыхание. б) Аудиальная система: тело наклонено вперед, голова приподнята кверху, плечи отодвинуты назад, руки скрещены. в) Кинестетическая система: голова и плечи опущены, глубокое дыхание. 2) Сигналы доступа Когда люди думают, они подают сигналы или приводят в действие определенные типы представлений самыми различными способами, включающими: скорость дыхания, невербальные «мычания и вздохи», выражения лица, щелканье пальцами, почесывание голов и т.д. Некоторые из них являются характерными для индивида и нуждаются в «настройке» (калибровке) для отдельных личностей. Многие из этих сигналов, однако, ассоциируются с отдельными сенсорными процессами. а) Визуальная система: Интенсивное поверхностное дыхание, прищуренные глаза, очень высокий голос и быстрый темп речи. б) Аудиальная система: Диафрагмальное дыхание, сведенные брови, плавающий тон голоса и темп речи. в) Кинестетическая система: Глубокое дыхание животом, глубокий с придыханием голос с замедляющимся темпом. 3) Жесты Люди будут часто трогать, указывать или использовать жесты, показывающие тот сенсорный орган, при помощи которого они привыкли думать. Некоторые типичные примеры включают в себя: а) Визуальная система: дотрагивание или указание на глаза, жесты, сделанные уровне глаз. б) Аудиальная система: указание в направлении или жестикуляция в области ушей; дотрагивание до рта или челюсти. в) Кинестетическая система: притрагивание к груди и области живота; жесты, сделанные ниже шеи. 4) Движение глаз Автоматические, бессознательные движения глаз часто сопровождают отдельные мысли, показывая доступ к одной из репрезентативных систем. НЛП распределила эти сигналы на следующие паттерны (модели):
Рисунок 1: НЛП модели движения глаз 5) Языковые шаблоны Основной метод нейро-лингвистического анализа состоит в отслеживании специфичных языковых паттернов (шаблонов), таких как «предикаты», которые указывают на определенную неврологическую репрезентативную систему или субмодальность, и как эта система или свойство используются в общей программе мышления. Предикатами являются слова, такие как глаголы, наречия и прилагательные, которые указывают на действия или качества как противоположные вещам. Этот тип языка обычно отбирается на бессознательном уровне и, таким образом, отражает лежащую в основе бессознательную структуру, которая их порождает. Ниже приведен список общих сенсорно основанных предикатов:
BAGEL-Модель была сформулирована Робертом Дилтсом как способ оформить важнейшие физические сигналы, относящиеся к когнитивным процессам, как определено НЛП. Развитие сенсорных систем: периферические процессы. Упражнение в парах. 25 мин.
Периферический слух – зрение - кинестетика Участник А выбирает для участника В несколько планов восприятия: звуки в вашем теле, в комнате, за окном, во всем городе. Лучше это упражнение делать с закрытыми глазами. А просит В перемещаться внутренним вниманием в каждую из этих точек, меняя последовательность. Затем А просит В постепенно объединять в восприятии по две точки: одновременно услышать звуки в комнате и в теле, и т.д. Аналогичное упражнение на зрение и кинестетику.
Базовые элементы человеческого восприятия.
Тест на определение объема динамической памяти в каждой из сенсорных репрезентативных систем. Упражнение в парах. 25 мин. Визуальный способ. Визуально запомнить в течение 15 сек. ряд, состоящий из 15 знаков (букв и цифр). Аудиальный способ. Аудиально запомнить (с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 сек. еще один ряд из 15 символов. Кинестетический способ. Обратной стороной карандаша (пальцем или палочкой) на спине (ладони, тыльной стороне ладони) записывается очередной ряд из 15 знаков с интервалом в одну секунду (после написания знака «стереть» его).
Сенсорная острота и калибровка. Упражнение в тройках. 45 мин
А.
К. То же самое, только кинестетический стимул (касание ладонью плеча, пальцем ладони и т.д.).
В. Калибровка «да/нет» («детектор лжи» с монетой).
Визуальная калибровка
Упражнение «Нравится - не нравится» В тройках: один – Демонстратор, двое других - один – Демонстратор, двое других – Наблюдатели. Демонстратор вспоминает ситуацию приятную, затем неприятную. Двое Наблюдателей калибруют эти состояния, затем пробуют угадать их. Задание выполняется по кругу. 15 мин.
Упражнение в тройках. С калибрует В, потом закрывает глаза. Далее А (Режиссер) моделирует В (манекен) по 5-7 признакам, после чего С должен увидеть изменения. 20 мин.
Раппорт
1. Упражнение в парах на подстройку по невербальным признакам – прямое отзеркаливание (В процессе разговора на свободную тему каждый из партнеров максимально отражает невербальные признаки другого партнера (поза, дыхание, жесты, мимику, движения головы, скорость и громкость речи, высоту голоса). 5-8 мин.
2. Упражнение в парах на подстройку по невербальным признакам – перекрестное отзеркаливание (В процессе разговора на свободную тему каждый из партнеров выбирает несколько невербальных признаков другого партнера и отражает их неявно, то есть перекрестно, используя для этого какие-либо другие невербальные признаки (темп речи – темп покачивания ногой, высота голоса – жесты и т.д.). 5-8 мин.
3. Упражнение в тройках с карточками «Подстройка по предикатам». Изготавливаются 4 карточки: В, А, К, Ад (предикаты РС). Партнеры А и В садятся друг напротив друга. Партнер С встает за спиной В. С показывает А одну из карточек. А придумывает предложение, в котором содержатся предикаты той РС, которая указана на карточке, и говорит его В. В слушает предложение А, определяет, к какой РС оно относится, и говорит в ответ свое предложение, используя предикаты той же самой РС. Участники упражнения меняются местами. 15 мин.
4. Упражнение в парах «Реагирование предикатами РС на ключи глазного доступа». А и В садятся друг напротив друга. А молча направляет глаза в одно из положений согласно схеме ключей глазного доступа и ожидает реакции В. В реагирует на это своим высказыванием, содержащим предикаты той РС, на которую указывают глаза А. 5. Упражнение в тройках. А и В сидят спиной к спине, С наблюдает. Тема для общения выбирается произвольно. А и В стараются подстроиться друг к другу, С фиксирует результативность подстройки.
6. Упражнение «Спор» Разбиться на пары. Найти тему, относительно которой вы расходитесь во мнениях. Желательно, не в знаниях, а в оценках. Попробуйте ее обсудить. Но во время обсуждения сохраняйте одинаковые позы. 10 мин.
7. Найдите тему, в которой вы согласны друг с другом, и тоже обсудите ее. Но во время этого обсуждения попробуйте все время находиться в разных позах. 10 мин.
Далее: в большом круге обсуждение этого упражнения. 10 мин.
Спецификация цели
Упражнение «Линия времени» |
|