11
марта 2005 года был проведен четвертый областной семинар-практикум психологов
учреждений социального обслуживания. Тема обсуждения лежала в плоскости
«Профессиональной диагностики, обучения и реабилитации инвалидов». Базовым
учреждением для проведения семинара было выбрано ГОУ «Профессиональное училище
№14», имеющее трехлетний опыт работы в области начального профессионального
обучения молодых инвалидов и являющиеся участником четырехстороннего договора
между Управлением социальной защиты населения области, Комитетом по начальному
профессиональному образованию, РОКС «Большая Липовица» и ГОУ «ПУ №14» по
социальной поддержке и образованию детей-инвалидов и детей-сирот Тамбовской
области.
Цель семинара – информационно-практическая поддержка психологов, осуществляющих
свою деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения.
Стратегическая задача – организация профессиональной среды общения
психосоциальных работников.
Программа семинара включала информационно-теоретическую и практическую часть
«Мастер-класс», где были рассмотрены вопросы: «Дефектологическая помощь в
процессе начального профессионального обучения инвалидов», «Программа
профессионально-трудовой реабилитации и адаптации как направление в работе
психолога социально-реабилитационного учреждения».
Всего в работе семинара приняли участие 21 специалист из следующих учреждений:
ФГУ «Главное бюро МСЭ», МУ ЦСПСД «Дом милосердия», МУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (Знаменка), ГУ
«Тамбовский дом ветеранов войны и труда», ГОУ «ПУ№14», МУ КЦСОН Октябрьского и
Советского р-нов, ГУ «ОЦЭП», РОКС «Большая Липовица», МУ КЦСОН (Рассказово), МУ
«Кризисный центр помощи женщинам» (Рассказово).
Все участники семинара получили для использования в своей работе сборник
методических материалов по вопросам профессиональной диагностики, реабилитации и
обучения инвалидов (29 страниц).
В заключение психологам была предложена обзорная экскурсия по
учебно-производственным мастерским училища, где они смогли ознакомиться с
творческими работами учащихся с ограниченными возможностями.
По оценкам участников тема и база для проведения очередного семинара были
выбраны удачно. На вопрос о практической значимости подобного постоянно
действующего методического объединения также был получен положительный ответ.
При этом, по мнению участников, дополнительно к форме мероприятия «семинар»
должна быть добавлена такая форма, как «тренинг».
Наибольший отклик у психологов вызвало выступление директора ПУ№14 Карповой Г.И.
и дефектолога училища Сергуниной Т.А. Так же большой информативный материал был
получен участниками семинара от главного специалиста отдела специальных программ
Департамента занятости населения области Яковлевой Н.А.
Одновременно в ходе работы семинара были определены проблемные вопросы,
выходящие за пределы компетентности данного мероприятия, но оказывающие активное
влияние на деятельность присутствовавших специалистов. Это вопросы
взаимодействия специалистов Департамента занятости населения и Главного бюро МСЭ
по исполнению индивидуальной программы реабилитации инвалидов, необходимости
разработки специальной комплексной региональной программы социального патронажа
выпускников специальных интернатных учреждений и пр.
Так же участниками семинара был обозначен круг проблем, обсуждение которых, по
мнению психологов, необходимо перенести на последующие семинары (июнь, октябрь,
декабрь):
психореабилитационные технологии с использованием оборудования сенсорных комнат,
полученных в рамках федеральных целевых программ;
трансферентные отношения, возникающие в работе психолога (синдром эмоционального
сгорания, повышение
психологической компетенции сотрудников социального учреждений);
психологическая коррекция нарушений межличностного общения и поведения
(одиночество, вредные привычки, пр.).
Работа семинара получила положительную оценку, так как цель и основные задачи в
ходе проведенного мероприятия были достигнуты.
Информация поступила
12.03.05 от:
Чернышова С.И. зам.ген.
директора РОКС "Большая Липовица" semia@tamb.ru